Блог

Техника Стереозаписи.

Стереозапись – это процесс записи нескольких дорожек. Отношение сигнал / шум,
динамический диапазон, ширина полосы, искажения, перекрестные помехи в стереозаписи требует большего контроля, чем в моно.

Моносигнал каждого микрофона является соответственно левой и правой дорожками стереотрека, что создаёт ощущение ширины записи. Стереоэффект создаётся благодаря небольшой разнице в звучании левого и правого каналов. Эта разница достигаетcя следующими способами:

  • Разница во времени — Микрофоны располагают в разных местах, звук достигает каждый микрофон с небольшой разницей во времени.

  •  Разница в частотном балансе — Микрофоны располагают под разными углами относительно источника звука, каждый из них будет снимать несколько различающиеся диапазоны частот. Чем больше угол, тем сильнее будет стереоэффект. 

Когда один микрофон слышен через левый монитор, а другой — через правый, то создаётся приятное ощущение широкого звука, отсутствующее в монозаписи.

image

Способы размещения записывающих микрофонов для достижения стереоэффекта: 

  • Режим A / B: Два всенаправленных конденсаторных микрофона разнесены на определенное расстояние, параллельно или под определенным углом к источнику звука. Стереоизображение создаётся благодаря тому, что микрофоны получают звук с небольшой задержкой. Простой и удобный способ, но возможны проблемы с фазовой нейтрализацией при образовании стереозвука из-за ошибок синхронизации. 

  •  Режим X / Y: Два направленных конденсаторных микрофона расположены под углом 90-135 градусов, а диафрагма микрофонов очень близко друг к другу. Чем больше угол, тем шире стереоэффект. Поскольку оба микрофона расположены в одной точке пространства, разницы во времени не будет. Весь стереоэффект идёт от разницы в частотном балансе. Стереозапись с перепадом звукового давления имеет преимущество для решения фазовых проблем, но требования к сопряжению микрофонов выше. 

  •  Режим ORTF: Два направленных конденсаторных микрофона расположены на расстоянии 17 см друг от друга и направлены под углом 110 градусов. Микрофоны физически находятся на удалении друг от друга, как при A/B стереозаписи, что способствует более широкому стереоизображению. А поскольку используются направленные микрофоны, как при X/Y стереозаписи, снимается меньше окружающих шумов.

  •  Режим M / S: Конденсаторный кардиоидный микрофон с маленькой диафрагмой (Mid) расположен под углом 90 градусов к двунаправленному микрофону с большой диафрагмой (боковой). В режиме MS требуется кодер для генерации стереозаписи. Режим кодирования: левый канал = M + S, правый канал = M- С. В этом способе вы получаете больше стереоглубины, чем в технике A/B, моносовместимость, как в технике X/Y.

image

Стерео не всегда лучше. Некоторые инструменты почти всегда будут звучать лучше в монозвуке. 

  • Бас-гитара - её звук в основном состоит из низких частот, поэтому он больше подходит для монозаписи. Ещё одна причина — это наши уши, которые не очень хорошо воспринимают источник низкого звука, поэтому нет смысла создавать стереообраз низкочастотных инструментов.

  • Рабочий барабан - должен быть по центру. 

  •  Бас-барабан - записывают в моно, поскольку его низкие частоты требуют динамиков большой мощности. 

  • Вокал -должен быть по центру. Поэтому обычно его записывают в моно.
image
Made on
Tilda